Леонид Лю: «Душа тянулась к работе пожарного»
20 лет отдал службе пожарной охраны житель Уссурийска Леонид Лю. Тушил пожары, работал над совершенствованием системы предупреждения пожаров и пожаротушения, привлекал к ответственности тех, кто не соблюдал правила пожарной безопасности. А недавно в звании полковника пожарной службы вышел на пенсию.
О своей многолетней деятельности в этой благородной сфере защиты людей и их имущества от одной из самых мощных стихий он сегодня рассказывает нашему изданию.
- Я родился 10 мая 1979 года в селе Черниговка Приморского края, - рассказывает Леонид Радионович. - Спустя год после моего рождения родители уехали из села. В связи с семейными обстоятельствами нам пришлось несколько раз поменять место жительства. А в середине 1980-х переехали в Уссурийск.
- Имелись тогда какие-то увлечения, которые подвигли затем связать судьбу с борьбой с пожарами?
- Нет, в то время чем-то связанным с этим не увлекался. Но много рисовал, пытался писать стихи, ходил в шахматный клуб, когда он еще находился в здании на центральной площади города. В школьные годы думал, что, скорее всего, свяжу свою жизнь с армией, потому что главным для меня было служение Родине. В 1996 году после окончания одиннадцати классов планировал поступать в Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище, но по определенным причинам у меня это не получилось.
- Год до следующего поступления оказался потерянным?
- Нет, я пошел учиться в Приморскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «инженер лесного хозяйства». Подумал, что изучение леса и природы будет интересно. На этом факультете было направление «лесная пожарная охрана», которое мне очень нравилось. При СССР людей забрасывали в лесные массивы на вертолетах для тушения пожаров. В советские годы все так и было, и нас учили этому. Но в теории. Подобной практики, к сожалению, уже не существовало.
Тушение лесных пожаров очень сильно отличается от аналогичных действий, производимых в городских условиях – фактически на 180 градусов. Я всегда говорил, что самой главной, самой тяжелой и самой высокооплачиваемой профессией должна быть профессия педагога, начиная от воспитателя в детском саду и заканчивая преподавателями в вузах. Именно они дают нам знания, в том числе и о тушении пожаров.- После окончания сельхозакадемии забрали в армию?
- Да. В вузе была военная кафедра, поэтому меня призвали лейтенантом. Служил два года в морской пехоте во Владивостоке. Далее была возможность пойти в судебные приставы или в полицию. Но душа все-таки тянулась к работе пожарного, а именно в уссурийский 7-й пожарно-спасательный отряд. Притом, что, имея воинское звание лейтенанта, в пожарном отряде начинал с рядового. Для меня это оказалось более благоприятным исходом, потому что так я окунулся в самую гущу действительности.
- В какой части служили?
- На улице Раковской. За нами был закреплен район слободы и часть сахпоселка, хотя выезжали и на Междуречье. В те годы застройка была не такой густой, как в нынешнее время, поэтому в основном приходилось тушить частные дома, сараи. Из серьезных возгораний в мою бытность был только пожар на одном из заводов промышленной зоны сахпоселка.
- Как происходило тушение пожаров?
- Все свои действия пожарные производят на автоматизме. В критических ситуациях все основано на чутье и рефлексе, думать там просто некогда. На время сбора пожарному дается одна минута, на время выдвижения – десять минут, хотя доезжают до места возгорания всегда быстрее.
Когда подается сигнал о пожаре, я должен все бросить, добежать до пожарного депо, успеть одеться, запрыгнуть в машину. Поэтому в эти секунды размышлять некогда. А вот когда мы уже находимся в пожарной машине, как нас учил помощник начальника караула прапорщик Владимиров, весь инструктаж должен осуществляться во время выезда на пожар. Допустим, одному человеку дается задание взять лом, чтобы выломать замок в горящем сарае, второй берет разветвление, предназначенное для распределения потока воды из магистральной в рабочие линии, третий разматывает рукав, четвертый идет на разведку. И когда машина прибывает к месту возгорания, все делают то, что им было сказано еще по пути к пожару. Это позволяет очень быстро развернуться и быть готовыми к тушению. Соответственно, на острие этих боевых действий находятся самые опытные сотрудники, прослужившие год и более.
Что мне импонирует в пожарных подразделениях, у них нет такого понятия, как отсиживаться за спинами других. Руководитель группы пожаротушения всегда заходит на пожар первым либо одним из первых, потому что ему нужно оценить обстановку и оперативно руководить ситуацией.
Когда люди думают, что опасны крупные пожары, это не совсем так. Больше шансов получить травму или даже погибнуть на незначительных пожарах. Как-то раз, прибыв на тушение запертого сарая, я намеревался проникнуть в него со стороны двери, а другой пожарный пытался пробраться туда с крыши. Так вышло, что владелец сарая сделал очень хороший замок, который мне не поддался. Хорошо, что к тому моменту мой напарник успел разломать крышу, проникнуть внутрь и вынести из очага пожара несколько заполненных топливом канистр и ящик с гвоздями. Если бы все это взорвалось, это было бы равносильно взрыву ящика с гранатами. На моей памяти был случай, когда таким образом убило стоявшего в оцеплении возле пожара сотрудника полиции. Он оберегал людей, чтобы они не подходили к возгоранию, и в него прилетел разорвавшийся газовый баллон. Практически в любом гараже и сарае хранятся такие баллоны, канистры с топливом, ящики с гвоздями и болтами. И все это в случае пожара несет огромную опасность окружающим и особенно пожарным.
А так обычно погибают люди, находящиеся в беспомощном состоянии либо люди, оказавшиеся в таких условиях в силу своей недисциплинированности или халатности. Либо будучи в состоянии алкогольного или иного опьянения.
- Ни о каком проявлении геройства и самоотверженности пожарные не думают. Они просто хорошо делают свою работу. Среди нас было много людей, не жалевших своей жизни ради спасения других. Один из них – подполковник Акимов, который неоднократно рисковал собственной жизнью ради спасения людей. Вместе с Акимовым можно упомянуть нынешнего начальника пожарного отряда Евгения Шевченко, Бикирова, Махлепова. Такие люди действуют по принципу: «Сам погибай, а товарища выручай». Это представители «старой школы», уже проходившие службу в отряде на тех или иных должностях, когда я пришел туда работать.
Для меня это был один из самых ярких периодов в жизни, когда ты в действительности понимаешь значение таких понятий как «дружеское плечо», «боевое братство», «товарищество».
- Сколько прослужили пожарным?
- Один год. А потом мне предложили пойти в пожарную инспекцию, сейчас эта служба известна как Государственный пожарный надзор. Сфера немного отличалась от того, что я делал раньше, но я воспринял это для себя как очередной жизненный вызов. Работать довелось в разных должностях – дознаватель, инспектор, старший инспектор. Проходил эту службу до 2010 года.
- В чем она заключалась?
- Тогда с Александром Гавриленко, заместителем главы администрации УГО, возглавлявшим управление по работе с сельскими территориями, мы разработали и в 2007 году внедрили систему информирования населения для предотвращения и борьбы с пожарами. Она работает до сих пор. Я лично ходил на прием к Александру Николаевичу, убеждал его в необходимости этого нововведения. И когда после произошедшего серьезного пожара в Николо-Львовске у меня это получилось, он возглавил процесс этих преобразований. По сути, тогда мы создали фундамент пожарных групп, которые действуют в сельских населенных пунктах Уссурийского городского округа. В этой сфере деятельности задействовано много гражданского населения. Два раза в год они проходят соответствующее обучение. А внедренная нами система информирования считается лучшей в Приморском крае.
Дальнейшее развитие наше нововведение получило в 2012 году, когда я вернулся в эту службу уже начальником. Тогда мы плодотворно работали с заместителем главы администрации УГО Владимиром Алексанянцем. Вкопали практически в каждом населенном пункте 20-тонные емкости с водой на случай, если у пожарных при прибытии в село не хватит воды для тушения пожара. Конечно, это не панацея. Необходимо регулярное водоснабжение. Но учитывая дороговизну стоимости обеспечения водопроводной водой населенных пунктов, наше решение по установке емкостей было отличным выходом.
- Где работали с 2010-го по 2012-й год?
- В Находке в структуре компании «Роснефть» и там же затем возглавлял одну из пожарных частей города. Мою работу отметили в управлении во Владивостоке и направили в Уссурийск начальником инспекции Госпожнадзора. Тогда в Уссурийске была очень сложная обстановка с пожарами, погибало около 40 человек в год. После моего возвращения в город мы добились трехкратного снижения гибели населения, и, в принципе, сейчас эти цифры находятся примерно на том же уровне. Я применил опыт, полученный в «Роснефти». Нами были внедрены несколько программ по обеспечению безопасности в Уссурийске.
Характерно, что пожарным дают медали за тушение, а инспектора ни за что не получают награды. Но если пожар произошел, виноват инспектор. А если возгорания не было, все считают, что так и должно быть. При этом со временем работать становилось все сложнее. С 2014 года пошли серьезные сокращения штатов. Если в 2012 году в моем подчинении было 28 человек, то спустя несколько лет нас осталось только шестеро. А объем работы остался прежним. Тем не менее, за все годы моей работы в Госпожнадзоре не было ни одного происшествия в школах, связанных с пожарами. Это мое самое главное достижение.
В те годы помимо работы еще и повышал свой образовательный уровень. С 2012-го по 2014-й год учился заочно на факультете руководящих кадров Московской академии государственной противопожарной службы. Это замечательное учреждение, где дают отличные знания и, самое главное, учат думать.
- Насколько ответственно подходят к вопросам пожарной безопасности руководители предприятий, организаций и учреждений?
- В большинстве своем достаточно ответственно. Возможно, где-то им не хватает знаний и понимания, насколько это все серьезно. Как можно отличить ответственных граждан от безответственных? Ответственные люди не станут ждать, когда к ним придут из инспекции. Они сами обратятся: «Хотелось бы пригласить вас, чтобы вы провели консультацию». Правда, таких немного. Но и прямо совершенно безответственных тоже очень мало.
Но и есть другая категория граждан, которая во главе своей работы ставит не соблюдение правил и норм, а прибыль. Чаще всего это бизнесмены, которые допускают серьезные нарушения в пожарной безопасности ради достижения каких-либо целей.
- С должности начальника уссурийского отдела Госпожнадзора и ушли на пенсию?
- Нет. В 2020-м году меня перевели в Арсеньев, затем – в Читу. И уже оттуда в звании полковника я ушел на пенсию. Могу сказать, что я всегда делал все от себя зависящее, как и обещал в присяге. В морской пехоте есть замечательное выражение: «Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Я выполнил свой долг и точно знаю, что есть во мне.
- Чем занимаетесь сейчас?
- За все эти годы я много времени проводил на работе и так мало был дома, что сейчас решил посвятить себя родным. В моей семье рады, что я сейчас с ними. Они гордились моей службой, но говорили, что мне давно было пора выходить на пенсию. Такая работа накладывает серьезный отпечаток на здоровье, на взаимоотношения с окружающими. Поэтому нужно найти возможность вовремя остановиться и посвятить себя себе и родным. Что я и сделал. У меня две дочки – Настя и Марина. Сейчас я все время с ними, помогаю Марине готовиться к соревнованиям по тхэквондо. Недавно она стала абсолютным чемпионом Дальнего Востока по этому виду спорта в своей категории. Я горжусь ею.
Роман ВИНОКУРОВ