Национально - культурная автономия корейцев

г. Уссурийска и Приморского края

연해주 고려인 민족 문화 자치회



Дорогой Гость!

Добро пожаловать на официальный сайт Национально-культурной автономии корейцев города Уссурийска и Приморского края.

На сайте можно ознакомиться с нашей деятельностью, направленной на популяризацию, поддержку и развитие корейской культуры, а также на укрепление общественных связей между Кореей и Приморским краем.



Алиса Сороквашина: «Выбрать скрипку помог мне мой предок»

Богатый мир скрипичной музыки знает массу выдающихся талантов. Все они оставили свой след в истории благодаря виртуозному владению инструментом. Их выступления всегда вызывали и вызывают не только приятный трепет и восторг в душе слушателя. Помимо восхитительной игры, скрипачи, как правило, это люди с невероятной харизмой и богатым внутренним миром.

Уссурийская скрипачка Сороквашина Алиса своей игрой способна вызвать у слушателя гамму разных чувств. Звуки скрипки, на которой начинает играть молодая солистка, способны оторвать от серых будней и унести в мир прекрасного даже самого заядлого скептика. Она доведет до слез, заставит задуматься, расстроиться и так же быстро поднять настроение игрой струн своего инструмента. Там, где выступает Алиса, как правило, нет свободных мест. А свою невероятно эмоциональную музыку исполнительница часто играет «на бис».

Cороквашиной Алисе 21 год. Она является студенткой ДВФУ, в котором изучает специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика». За плечами у Алисы - диплом Приморского краевого колледжа искусств, отделения струнно-смычковых инструментов (по классу скрипки).

Девушка с легкостью идет на контакт. Алиса рассказала о том, как осваивала скрипку, кто повлиял на выбор этого инструмента.


- Алиса, почему ты выбрала именно скрипку?

- Выбор получился спонтанным. Я с детства хотела заниматься музыкой и решила начать учиться в музыкальной школе: с мамой остановились на фортепиано. Однако на самом экзамене (когда был отбор среди детей) на вопрос от комиссии: «На каком инструменте ты хочешь играть» - я ответила «Скрипка». Даже не помню, знала ли я вообще тогда этот инструмент, просто в голову пришло это слово, и я его сказала. Родители не ожидали, я сама была удивлена. Но теперь совсем не жалею!

Кстати, не так давно узнала, что мой прапрадедушка по бабушкиной линии (Пак Зинаиды Николаевны) играл на скрипке и даже как-то раз попал к царю на праздник, посвященный 300-летию дома Романовых. На мероприятие были отобраны лучшие представители малых народностей. Моего прапрадедушку пригласили благодаря его музыкальным заслугам. Сейчас мне кажется, что в тот момент, в день моего поступления в музыкальную школу, именно он подтолкнул меня сделать такой выбор.


- Расскажи, с какого возраста началось твое знакомство с музыкой?

- Обучаться музыке я начала в 6 лет. Но считаю, что все дети знакомятся с музыкой почти с рождения – ведь она повсюду! Даже если это не какие-либо песни и музыкальные произведения, то различные звуки природы и человеческая речь – они тоже музыкальны. Но с самого детства я и напевала, и пританцовывала сразу, когда слышала музыку, судя по рассказам родителей.


- Помнишь ли ты свое первое выступление? Какие эмоции испытывала в те волнительные минуты?

- Помню выступления в детском саду, когда пели группой песенки. Насчет сольного – наверное, это выступление на том самом экзамене для поступления. Пела песенку из мультфильма «Мама для мамонтенка». Немного волновалась, но мы с мамой много репетировали, и у меня все получилось. Потом были экзамены по скрипке в период обучения, но, если честно, они мне не запомнились. Однако в памяти выступление со скрипкой на выпускном в детском садике. А еще хорошо помню мою первую сольную игру с камерным оркестром, мне было 9 лет. Наверное, я волновалась. Но, вспоминая, сравниваю себя тогда и сейчас и не понимаю, как мне легко давались эти выступления? В нынешнем возрасте я, порой, намного больше волнуюсь. А может быть, мне сейчас так кажется, спустя годы, что все было легко.


- Кто был твоим учителем, и какой ты была ученицей? Возможно, вспомнишь первые ценные советы своего наставника?

- По специальности (скрипка) у меня был один учитель на протяжении почти 15 лет! Чему я очень рада. Если честно, даже пока не представляю другого учителя. Моего преподавателя зовут Добычина Регина Анатольевна, она обучает школьников и студентов (кстати, не только скрипке) в Приморском краевом колледже искусств. Она креативный, творческий и добрый человек, к тому же Регина Анатольевна часто концертирует.

У меня теплые воспоминания, связанные с обучением в музыкальной школе и музыкальном колледже, полюбила всех своих преподавателей с нашего отделения струнно-смычковых инструментов.

Ученицей я была спокойной, вроде никогда в школе не хулиганила. Старалась быть прилежной, но признаюсь, не всегда получалось. Вообще, в разных занятиях у меня сначала часто происходит взлет, все хорошо получается, да и я стараюсь, а затем - падение. Игра на скрипке, наверное, единственная деятельность, где после неудач я снова поднималась и хотела идти вперед. Я развиваюсь дальше и сейчас. Конечно, как у многих, у меня были и успехи, а что-то совсем не получалось. Но похвастаюсь, музыкальную школу мне удалось окончить с отличием. В музыкальном колледже учеба на отлично уже не удалась. Но главное - заниматься тем, что нравится. В моем случае – творить, играть, играть и играть…

Это не совсем совет, скорее, небольшое напутствие от меня. А мой любимый совет от преподавателя звучит так: «Разумно используйте время, с головой». Можно репетировать часами без толку, а можно потратить несколько минут, но продуктивно. Думаю, это актуально не только в плане музыки. Кстати, я сама часто люблю давать этот совет уже своим ученикам. Осталось самой в полной мере ему следовать. Но я стараюсь.


- Не мешает ли тебе музыка учиться и работать?

- Я бы хотела сказать, что учеба слегка мешает. Но не скажу, ибо она для меня сейчас важна. И вообще, знания, приобретенные в университете, наверняка пригодятся в музыкальной деятельности. Так нередко бывает в жизни: новая информация и опыт лишними не будут. Почти все сферы деятельности могут быть взаимосвязаны между собой. Мне нравится моя специальность. Было сложно совмещать два учебных заведения: музыкальный колледж и университет, но сейчас вроде занятие музыкой не наносит ущерб учебе и наоборот. Хотя, если честно, хотелось бы больше времени уделять музыкальной деятельности. Но если очень захотеть, можно многое успеть.

Многие мои знакомые спрашивают, как я столько всего успеваю, но на самом деле сама понимаю, что могу больше. Потихоньку учусь распределять свое время. А насчет работы – она и так связана с музыкой, я выступаю и преподаю (скрипку и музыкальную грамоту), и я рада, что уже могу заниматься тем, что мне по душе.


- Наверняка у тебя множество наград за участие в конкурсах и фестивалях?

- Да, я лауреат регионального конкурса и лауреат краевых, региональных и международных конкурсов в составе ансамбля.


- Выступала за границей?

- Пару раз у меня была возможность поехать за границу и выступать там, но, к сожалению, не получилось. Но я считаю, что у меня все впереди. Стремлюсь и работаю над этим!


- Как зрители реагируют на твое восхитительное исполнение?

- Когда исполнение восхитительное, зрители реагируют соответствующим образом. Конечно, я всегда стараюсь ответственно подойти к делу, поэтому считаю, что концерт сложнее экзамена. На концерте не ставят оценку, но тебе нельзя ошибиться, иначе может пострадать целое выступление. Либо нужно обыграть ошибку, будто все так задумано, это известный всем трюк.

Вообще, когда выкладываешься сам эмоционально, зрители это чувствуют. Также и исполнитель чувствует эмоциональную отдачу слушателей, все взаимосвязано. Сложно объяснить, но думаю, любой выступающий меня поймет. Говорят, каким видишь себя ты, таким и воспринимают тебя окружающие. Мне кажется, здесь так же – когда сам получаешь удовольствие от выступления, зрители тоже наслаждаются.


- Есть ли у тебя самые любимые произведения? Какие?

- Их немало, и часто мой плейлист пополняется новыми фаворитами. Я люблю разные жанры и разных исполнителей, композиторов, поэтому я не могу выделить что-то и кого-то конкретно.


- Что тебя вдохновляет?

- Довольно трудный вопрос, так как источники вдохновения могут быть для меня самыми разными. Но чаще всего это чья-либо деятельность, вызывающая восторг, уважение и положительные эмоции.


- Есть ли у тебя свой музыкальный стиль, и если есть, то как долго ты к нему шла?

- В подростковом возрасте я любила рок-музыку и довольно часто была в этой компании, выступала с различными группами, причем стилистически разными в жанре рок, играя на электроскрипке. Но мне нравилось слушать и исполнять разноплановую музыку, просто тогда преимущественно любила рок. Ну и классику, конечно, это даже не обсуждается.

Не могу сказать, что сейчас у меня есть какой-то конкретный музыкальный стиль, я люблю и играю разную музыку, поэтому охотно соглашаюсь на сотрудничество с другими музыкантами. Например, раньше я мало играла джаз. На нынешний момент же пополнила свой репертуар джазовыми композициями, недавно сыграла с хором знаменитую Summertime. Руководитель хора, Михаил Борисович Верпеко, конечно же, помог мне в манере исполнения. Пробовать новое – полезный опыт для музыканта, я считаю.

Я уважаю людей, которые увлекаются не только каким-то определенным музыкальным стилем, люблю меломанов. Думаю, что это своеобразная музыкальная эрудированность, которой, как ни странно, часто обладают люди, не имеющие музыкального образования. Я нередко встречала таких личностей, они разбираются лучше многих музыкантов!


- Кто на сегодняшний день является твоим кумиром?

- Снова скажу, что не могу выделить кого-то определенно. Касаемо скрипачей – я слежу за многими, смотрю и слушаю их выступления и чему-то учусь у них. Причем это могут быть как современные эстрадные музыканты-скрипачи (Дэвид Гарретт, Линдси Стирлинг, Марк Вуд, Эдди Джобсон, Эмили Отом и др.), так и те скрипачи, исполняющие в основном академическую музыку (Ицхак Перлман, Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Джошуа Белл, Катица Иллени и др.).

Также я смотрю концерты не только скрипачей, но и других именитых музыкантов. Кстати, еще наблюдаю за музыкантами-блогерами, которые ведут свой канал на YouTube. Среди них много талантливых ребят. А конкретно Ванессу Мэй люблю за креативность, находчивость, харизму и умение подать бешеную энергетику в зрительный зал. Этому стоит поучиться.


- С кем из популярных музыкантов ты бы хотела снять дуэт?

- Честно говоря, сильно об этом не задумывалась. Но время покажет, быть может, с кем-нибудь и удастся исполнить дуэт, тем более, появляются новые и новые популярные музыканты.


- Помимо музыки, какие еще увлечения есть в твоей жизни?

- В основном увлечения связаны с творчеством – это handmade (а именно, скрапбукинг – люблю делать открытки и фотоальбомы друзьям), латте-арт: правда сейчас я не работаю бариста, но когда работала, мне очень нравилось, и я бы хотела вновь порисовать на кофе. Также увлекаюсь изучением иностранных языков, особенно английского, впрочем, я и учусь в университете на языках.

Из спорта предпочитаю большой теннис. Вообще, хобби у меня самые разные, и они меняются, я люблю пробовать новое. Мне вот нравятся мотоциклы, я каталась на мотоцикле кросс и хочется в дальнейшем побольше научиться им управлять.

Также давно хочу заняться танцами Pole-dance. Еще пробую себя в бизнесе, вроде неплохо получается. В общем, увлечений и планов много, правда, замечаю, что раньше я уделяла больше времени для хобби. Сейчас, наверное, большая часть времени уходит на учебу.


- Твоя семья тоже музыкальная?

- Профессиональных музыкантов в моей близкой семье нет, но мама окончила музыкальную школу по классу фортепиано, также сама научилась играть на гитаре, и еще она поет. Кстати, с гитарой мне помогла мама, показала основные аккорды, и я тоже сама начала учиться на ней играть. Но также я заметила, что у моего младшего брата хороший слух, вроде как он хочет научиться играть на гитаре и ударных, когда-то даже просил меня обучить его играть на скрипке. Папа часто любит напевать различные песни. А его отец, то есть мой дедушка, был самоучкой – играл на аккордеоне и хорошо пел. В общем, могу сказать, что моя семья очень даже музыкальная.


- Какая у тебя скрипка? Может, инструмент какой-то особенный у тебя?

- У меня трофейная скрипка, как рассказывал скрипичный мастер, ее вывезли из Германии после Великой Отечественной войны. Сделана под скрипку 1604 года итальянского скрипичного мастера Джованни Паоло Маджини. Выглядит полностью как старинная (у старинных скрипок есть некоторые отличительные особенности). Также есть электроскрипка.

Заменить классическую (акустическую) скрипку даже не думаю, надеюсь, она со мной будет всегда, очень ее люблю. Мне вообще по детству не везло с инструментами, все время попадались с какими-то неудобствами, зато последний (нынешний) инструмент идеально мне подходит. Ведь бывают такие ситуации, когда инструмент очень дорогой и хороший, но в руках определенного человека он не звучит, так как не подходит ему.

Порой я играю что-то простенькое и сама получаю наслаждение от звучания своей скрипки. Мне кажется, ее звук – одна из причин положительных эмоций зрителей. Может быть, позже приобрету еще какой-нибудь инструмент. Музыканты, я заметила, любят заводить по несколько инструментов. Но мечта об еще одном инструменте есть – хочу новую электроскрипку. Моя нынешняя, к сожалению, простого качества, и мне трудновато на ней играть. Приобрести эту электроскрипку сложновато, ее не продают на территории РФ, но осуществимо. Постепенно стремлюсь к достижению своего желания.


- Знаешь ли ты о скрипке Гварнели? Расскажи, что в ней особенного?

- Вспоминая занятия по истории скрипичного искусства, хочу сказать, что Джузеппе Гварнери был представителем целой династии скрипичных мастеров! Но он стал самым популярным. Также существовало знаменитое семейство скрипичных мастеров Амати (больше всего прославился Николо Амати). Однако многие сейчас знают лишь Антонио Страдивари, а некоторые представители нынешнего поколения уже не знают даже его.

Вообще, повторюсь, старинные скрипки внешне в деталях отличаются от современных. На словах трудновато объяснить, но своим ученикам я часто показываю различия, демонстрируя на своей скрипке, так наглядно видно. В целом, отличается размер: старинные скрипки немного больше, верхняя часть (головка) имеет большее количество «завитушек», также различается так называемый узор на скрипке - ус. На современных скрипках он одинарный, на старинных двойной. Также отличаются смычки, раньше они были меньше по размеру.

На самом деле, скрипка как инструмент имеет интересную историю, у нее есть различные предшественники из разных стран, можно долго об этом рассказывать. Но возвращаясь к теме об особенностях знаменитых скрипичных мастеров – у каждого свой «почерк», и определить его могут опытные мастера. На данный момент даже существуют целые экспертные фирмы! Они определяют подлинность инструмента. Обычному скрипачу, думаю, будет трудно определить, какая именно скрипка принадлежит Гварнери или Страдивари, тем более сейчас много качественных копий, изготовленных в Германии.

К тому же, мастера изготавливали не один вид скрипок. Но, конечно, есть особо популярные, у Гварнери это, например, инструмент по имени «Пушка». История гласит, что так ее назвал Николо Паганини из-за звуковых особенностей – она хорошо звучала даже в самых акустически трудных местах. Также говорят, что скрипки Гварнери внешне выглядели неэстетично – пропорции были нарушены, грубый дизайн. Но не мне судить, скрипок знаменитых мастеров я вживую пока что не видела.


- Как ты считаешь, что нужно для того, чтобы стать профессиональным скрипачом?

- Желание! И немножко таланта. А еще бы не помешали длинные беглые пальцы.


- Какие у тебя планы на будущее, какую музыку планируешь играть?

- Ох, когда у меня спрашивают про будущее, я почему-то становлюсь скрытным человеком. Но планы есть точно, и их немало. Конечно, ни для кого не секрет, что свою жизнь я планирую связать с музыкой. Наверное, многие мои друзья, товарищи, с которыми знакома даже с детсада, ассоциируют меня со скрипкой, уж часто она со мной. Как говорится, все свое ношу с собой. Музыку планирую играть разную и хорошую. И свою.

Работает на: Amiro CMS